О состоянии криминогенной обстановки на территории Алтайского района (за 11 месяцев 2021 г.) в связи с распространением преступных деяний, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий (IT-преступлений)
В последнее время число преступлений, совершаемых с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий, возрастает, о чем свидетельствуют статистические данные.
Так, за период 11 месяцев текущего года на территории республики на 15,8 % возросло количество зарегистрированных хищений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий (в абсолютных цифрах 1705 преступлений, 11 месяцев 2020 г. – 1473). Аналогичная негативная тенденция наблюдается на территории Алтайского района. Количество преступлений, совершенных в названной сфере, возросло на 66,7%. За 11 месяцев 2021 г. на территории района совершено 50 IT-преступлений, предметами которых стали денежные средства граждан (11 месяцев 2020 г. – 30).
В настоящее время практически каждое седьмое преступление, зарегистрированное в правоохранительных органах района, совершается в указанной сфере. Постоянно растет общественная опасность данных преступлений, что связано с увеличением размера причиненного гражданам ущерба, при этом почти половина совершенных преступлений относится к категории тяжких и особо тяжких.
По указанным преступлениям сумма причиненного материального вреда гражданам достаточно велика, а сумма возмещенного ущерба ничтожно мала. В первую очередь это связано с низкой раскрываемостью IT-преступлений.
В текущем году по 44 преступлениям расследование уголовных дел приостановлено, в том числе в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.
Изучением таких уголовных дел в прокуратуре Алтайского района установлено, что невысокий процент раскрываемости IT-преступлений обусловлен использованием злоумышленниками стремительно развивающихся информационных технологий, которые, например, позволяют скрыть их фактическое местонахождение. Как правило указанные преступления носят межрегиональный характер, что требует значительного времени для получения результатов оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий. Органам расследования необходимо получение судебных решений для истребования у операторов сотовой связи информации по абонентским номерам, у кредитных учреждений сведений по банковским счетам. В дальнейшем длительная подготовка ответов указанными организациями и учреждениями не способствует своевременному раскрытию рассматриваемых преступлений. Только в связи с этими обстоятельствами в сентябре-октябре текущего года прокуратурой района в порядке надзора отменены решения о приостановлении расследования по 10 уголовным делам. В настоящее время расследование уголовных дел продолжается, устанавливаются обстоятельства совершенных преступлений, принимаются меры, направленные на их раскрытие.
В ходе надзорной деятельности прокуратурой района установлены основные способы совершения названных преступлений, которые постоянно видоизменяются.
Способов обмана граждан довольно много. Все сценарии противоправных действий рассчитаны на доверие потенциальных жертв.
В основном, речь идёт об обмане с использованием средств мобильной связи при котором совершаются хищения денежных средств со счетов банковских карт граждан, а также с помощью сети «Интернет».
Одним из распространенных способов обмана является звонок потерпевшему под видом работника службы безопасности банка или сотрудника правоохранительного органа о том, что с его банковской карты только что пытались похитить денежные средства и в целях предотвращения их списания просят потерпевшего продиктовать её реквизиты, включая код проверки подлинности, который указан на обратной стороне карты. В этот момент потерпевшему на мобильный телефон начинают приходить СМС-сообщения с паролями для подтверждения переводов денежных средств, которые злоумышленники просят продиктовать по телефону поясняя, что в ином случае они не смогут помочь и предотвратить списание находящихся на карте денежных средств. После таких слов доверчивый гражданин самостоятельно сообщает указанные сведения мошенникам, а денежные средства пропадают со счетов потерпевшего.
Не менее распространенным способом хищения является схема, когда злоумышленник, представляясь сотрудником банка, говорит, что карта потерпевшего заблокирована и для ее активации необходимо назвать номер карты и полные ее данные. В это же время он или его напарник заходит в личный кабинет, вводит предоставленные потерпевшим данные и переводит все денежные средства на другой счет. При таких способах телефонные номера звонивших оказываются зарегистрированными на других людей. При этом используются «красивые» номера, которые заканчиваются, например, на 900, чтобы вызывать меньше подозрений.
Кроме того, преступники могут снять деньги с банковской карты через мобильный банк с помощью вредоносного программного обеспечения, которое скачивает сам потерпевший, когда ему в смс-сообщении или в мессенджерах типа «Вайбера» или «Вотсапа» приходит ссылка, например на какое-либо фото. Задача преступников – заманить потерпевшего пройти по ссылке. После чего в смартфон скачивается вирус и если на этом устройстве установлен мобильный банк преступники могут снять деньги со счета.
Еще один способ совершения таких преступлений, это так называемые «фейковые» магазины или объявления в сети «Интернет», а также оказание брокерских услуг (торговля на бирже), финансовых пирамид.
Например, многие из жертв таких мошенников увидев отличное предложение по продаже товара, связываются с «продавцом», который соглашается забронировать или отложить для него товар, но при этом просит предоплату, получив которую перестает выходить на связь. В таком случае доверчивый покупатель может лишиться довольно крупной суммы денег.
Нередко преступники взламывают аккаунты граждан в социальных сетях «Вконтакте», «Одноклассники» и др., после чего вступают в переписку в сети «Интернет» с друзьями этого лица, просят их перевести денежные средства либо предоставить персональные данные своих банковских карт. В результате чего потерпевшие, введенные преступниками в заблуждение, полагая, что с ними ведут переписку их знакомые или близкие люди, следуют указаниям злоумышленника, и в итоге теряют свои денежные средства.
В случае совершения мошеннических действий необходимо обратиться в правоохранительные органы с соответствующим заявлением.
Есть несколько вариантов как это сделать:
– путем личного обращения в орган внутренних дел (дежурную часть) либо уполномоченному сотруднику правоохранительного органа;
– путем телефонного звонка на абонентский номер дежурной части органа внутренних дел «02» (с сотового телефона на номер «102»), либо иной абонентский номер правоохранительного органа;
– через почтовое отделение связи;
– через сеть «Интернет» на официальном сайте правоохранительного органа.